A. N. (unterstrom) wrote,
A. N.
unterstrom

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината, часть 3 - подвижной состав

Поборов наконец свою неорганизованность, дошли руки до заключительной, самой интересной, части об УЖД ТСЦК. Узкоколейные электровозы трех серий, которые были изготовлены небольшими сериями (а то и вовсе в единственном экземпляре) только для двух подобных УЖД во всем СССР - делают Текели настоящим железнодорожным музеем, которых в Казахстане в принципе нет и не будет. Судьба этого "музея" и его "экспонатов", к сожалению, очень туманна. Все фотографии сделаны в 2008 году и отражают состояние локомотивов и УЖД на тот момент.






(1) Нижняя часть комбината, куда подходит широкая колея и трудятся еще вполне привычные ширококолейные тепловозы. Один из них - ТЭМ2-5436.



(2) Второй - достаточно новый ТЭМ2У-9081.



(3) По серпантину сверху спускается главный "экспонат" ТСЦК - электровоз ПЭУ2-001. Перед собой он толкает состав пустых вагонеток.



(4) Вот она, лебединая песня всего советского узкоколейного локомотивостроения. Кардинально отличающийся по облику от остальных узкоколейных локомотивов и промышленных электровозов, кардинально не вяжущийся всем своим видом с узкоколейками вообще - "игрушечный 2ТЭ116", как прокомметировал кто-то одну из фотографий.



(5) Тем временем, электровоз подводит вагонетки для загрузки.



(6) Да, этот электровоз был изначально двухсекционным. Второй секции в жизни повезло меньше. Как и когда получилось, что две секции одного локомотива раскидало так далеко друг от друга, мне неизвестно. Фотографий ПЭУ2 в двухсекционном виде в сети нет (равно как и вообще каких-либо других исторических из 90-х), хотя наверняка в архиве завода-производителя таковые должны быть.



(7) Заводская табличка раритета. Произведен в 1991 году в Днепропетровске в единственном экземпляре. Хотя в официальных источниках упоминаются еще и локомотивы 002 и 003, никаких доказательств их существования нет.



(8) Так выглядят пульт управления и контроллер.



(9) Переключатели для управления второй секцией. Которая осталась в далеком Таджикистане.



(10) Буферный фонарь.



(11) Еще раз покажу, насколько необычно этот трамвайчик смотрится на узкой колее.



(12) Запомните его таким. Печально осознавать, что когда он перестанет быть нужным, вряд ли кого-то заинтересует его музейная ценность, и прямая дорога будет ему на разделку во вторчермет для продажи китайцам.



(13) Наверху стоят старшие братья - электровозы ПЭУ1 того же Днепропетровского завода. По словам работников и по не сильно заброшенному виду - тоже рабочие.



(14) Построены они были специально для двух УЖД - Текелийской и Сулюктинской. На 20 лет старше ПЭУ2.



(15) Изначально односекционные локомотивы в Текели были сцеплены в постоянные СМЕ-сплотки. Вид на соединение и неиспользующиеся завареные кабины.



(16) Очевидно, из-за промышленного характера работы вне перегонов, реально в сплотке используется только одна кабина из четырех. ПЭУ1 002+003.



(17) Вторая сплотка 006+007.



(18) Заводская табличка ПЭУ1-006.



(19) Второй локомотив сплотки ПЭУ1-007.



(20) Списанный ПЭУ1-008.



(21)(22) Второй из списанных ПЭУ1. Номер неизвестен, предположительно 001 или 009. Очевидно, с 008 они формировали еще одну сплотку.





(23) Отматываем еще 20 лет назад от ПЭУ1 и видим это.



(24) Вот он, динозавр, присутствующий здесь еще с самого открытия УЖД в 50-х годах! Обозначение IIКП-2А, заводской 02, 1950 г.в., выпущенный еще во времена, когда Новочеркасский завод носил имя С.М. Буденного.



(25) Вид с другой стороны. На передке капота видно написанное краской "Слава КПСС".



(26)(27)(28) Второй динозавр IIКП-2А-05. Тоже рабочий, используется для задвигания вагонеток с рудой в опрокидыватель.







(29) Есть и вспомогательная техника. Например, путевой струг-снегоочиститель.



(30)(31) Узкоколейный тепловоз ТУ6А-1011. Судя по всему, этот экземпляр был переоборудован для ремонта контактной сети.





(32) Нечто неклассифицируемое, стоящее в нижней части комбината на широкой колее. По виду - кустарный струг для очистки путей от снега и рассыпанной породы. Но из чего он сделан - большая загадка. Похож на промышленный электровоз, но они здесь всегда были только узкоколейные. Не могу предположить ничего умнее, как что это кабина КП2А, поставленная на самопальную ширококолейную телегу с плугом.



На этом все. Я очень рад, что мне довелось побывать на этой уникальной в своем роде УЖД и застать ее в работе. До сих считаю эту поездку одной из самых лучших за весь свой опыт треинспоттинга и жалею, что у меня тогда не было серьезного фотоаппарата. После меня на этой УЖД побывал известный исследователь узкоколейных дорог Сергей Болашенко, очень обрадовавшийся обнаружению там IIКП-2А.

Огромная благодарность за понимание работникам этой УЖД - благодаря вам, редчайшие локомотивы останутся в истории хотя бы на фото. В то, что их могут сохранить и передать в ж/д-музей за пределами Казахстана, я не верю.
Tags: kz_b, ж/д, ужд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments