A. N. (unterstrom) wrote,
A. N.
unterstrom

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината, часть 1 - комбинат

Узкоколейные железные дороги в наше время - вообще штука поразительная. Слишком быстро они убегают от нас в прошлое, слишком сильно об этом самом прошлом напоминают, слишком контрастируют с "большой" железной дорогой, на которой время не умеет стоять на месте. На узкоколейках время умеет замерзать, умеет идти назад, когда дорога исчезает и окружающий мир потихоньку заглатывает в себя все напоминания о ней - как будто никогда таковой и не было. Узкоколеек я в жизни видел целых две, но текелийская по своей уникальности - определенно стоит десятка других.

Текелийское свинцово-цинковое месторождение было разведано в 30-е годы прошлого века, в годы войны там был создан рудник и обогатительный комбинат. Рудник был одним из крупнейших в СССР, а фраза "каждая пятая пуля на фронте была отлита из текелийского свинца" прочно вошла потом в статьи и учебники. Узкоколейная железная дорога проходила по ущелью реки Текели и соединяла рудники с обогатительным комбинатом, который был расположен в 13 км далее по течению. Этим и была обусловлена ее уникальность: сложный горный рельеф, большие уклоны, и как следствие этого - электрификация, что для УЖД является огромной редкостью. Точная дата открытия дороги мне неизвестна, но очевидно, близка к открытию самого комбината - т.е. не позже 1950 года, о чем свидетельствует возраст некоторых тамошних локомотивов. ТСЦК был градообразующим предприятием и благодаря ему в последующие десятилетия получил статус города, рос и развивался сам Текели.

В середине 90-х годов то ли по причине естественной выработки породы, то ли в свете всесоюзного просирания полимеров, добыча на текелийском руднике была признана убыточной и начала сворачиваться. В 2004 году все рудники были окончательно закрыты и затоплены водой. УЖД, соответственно, тоже пришел логический конец и дорога от рудника до комбината была в невероятно короткие сроки практически полностью демонтирована/растащена и продана на чермет. Даже на достаточно современных картах узкоколейка остается все еще показанной - здесь я красным отметил примерное место, откуда дорога на самом деле уже не существует. Впрочем, карта не самая удачная и показывает УЖД как одно целое с широкой колеей тупиковой линии Коксу - Карабулак - Текели, хотя это не так.



Сам комбинат, однако, пережил свой рудник и продолжал до совсем недавнего времени работать для обогащения уже привозного сырья из Усть-Каменогорска. Этому же факту обязано то, что узкоколейка не была убита полностью после закрытия рудника, а небольшая ее часть оставалась работать на территории самого комбината для подвоза руды. Текели вообще очень необычный город, потому что представляет из себя узенькую, но очень длинную ленту построек среди гор в ущелье по берегам реки, растянутую на десятки километров. Комбинат поэтому расположен достаточно хитро, на разных уровнях, и для подъема привезенной по широкой колее руды снизу к опрокидывателю сверху (построенному еще на уровне рудничной трассы и для соот-но маленьких УЖД-вагонеток) продолжала использоваться узкоколейка. Однако, возить концентрат аж из Усть-Каменогорска, понятно, тоже неудобно и невыгодно, и начиная с 2008 года сам комбинат работал с заморозками и перебоями. По состоянию на 2011 год - комбинат и УЖД не работают. Может быть, что уже и навсегда.




(1) Широкая колея, которая соединяет комбинат с внешним миром. Явного наката нет, но и не сказать, чтобы тут совсем давно ничего не ходило.



(2) Это место можно считать началом узкоколейки - перегруз в нижней части комбината.



(3) Широкая колея линии Коксу - Карабулак - Текели здесь заканчивается, а узкая серпантином идет наверх.



(4)(5) Первый уровень серпантина - дорога повторяет изгиб реки, вдоль которой она идет.





(6) Получается весьма хорошая S-образная кривая.



(7) В кадре слева - поднимающийся вверх следующий уровень дороги. Можно подумать, что за холмиком прямо такой крутой поворот, но это не так.



(8) На самом деле, переход там сделан вот таким стрелочным постом.



(9)(10) Вытяжное "горло" для заезда перед подъемом на второй уровень. Заканчивается вот так нехитро и симпатично безо всякого тупика в кучке камней.





(11) Второй уровень достаточно круто берет вверх.



(12)(13)(14) Свежая весенняя трава уже заявляет свои права на путь, по которому нет движения.







(15) Здесь подъем заканчивается и выходит на верхний уровень комбината, где расположены бывшая станция, депо и опрокидыватель. На втором столбе слева висит еще рабочий светофор.



(16) Дальше идет станция, она же депо.



(17) Не знаю, считалось ли это за отдельную станцию или это "рудничная" часть одной прикомбинатовской станции. После закрытия движения на рудники она явно использовалась только как дальнее место отстоя и вытяжной тупик.



(18) К стоящим вагонеткам тянет усы что-то хмелеобразное. Время пошло назад.



(19) Вид на станцию со стороны уже несуществующего перегона на рудник.



(20) Разбитый и уже ненужный светофор как будто обычный городской - с дополнительной секцией-стрелкой.



(21) "Стрелка" контактной сети.



(22)(23) Станция заканчивается и путь направляется в сторону рудников.





(24) Но за поворотом - вот он тупик, крайняя точка УЖД на настоящий момент. Судя по знаку подачи свистка - именно это место считалось началом перегона основной трассы дороги.



(25)(26) Дорога не желает сдаваться и еще несколько десятков метров напоминает о себе.





(27) Но здесь - все. Дальше только небольшие насыпи и просека с морщинами от шпал, в которых железную дорогу-то и не особо признаешь, если не знать о ней. Исключение - основание большого моста через ущелье и пара быков от более мелких мостов в самом русле, которые в силу размера или бесполезности не смогли утащить.



(28) О трассе (уже именно трассе, а не дороге) дальше на рудник я расскажу в следующем посте. Оглянемся еще раз назад и на сегодня закончим. Спасибо за внимание, кто это осилил.



Tags: kz_b, ж/д, ужд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments